Новости

Народный хурал Республики Бурятия провел публичные слушания по проекту закона об исполнении республиканского бюджета за 2016 год. В рамках обсуждения проекта с докладом о заключении Счетной палаты выступил Пегасов Евгений Владимирович

13.06.2017


Уважаемые депутаты! 

В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса РФ Счетной палатой Республики Бурятия была проведена экспертиза представленного законопроекта «Об исполнении республиканского бюджета за 2016 год».
Заключение по проекту закона формировалось с учетом требований, установленных статьей 36 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия».  
Экспертизе представленного законопроекта предшествовала внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный период, в рамках которой Счетной палатой был проведен анализ форм годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Организация исполнения республиканского бюджета в отчетном периоде осуществлялась Министерством финансов Республики Бурятия, по результатам проведенных мероприятий последующего финансового контроля в деятельности  указанного уполномоченного органа исполнительной власти были выявлены нарушения бюджетного законодательства, которые не повлияли на оценку результатов кассового исполнения бюджета.

Как было отмечено предыдущим докладчиком, параметры республиканского бюджета на 2016 год были утверждены в следующих значениях:
•    общий объем доходов в сумме 45,02 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме 22,8 млрд. руб., собственные налоговые и неналоговые доходы в сумме 22,22 млрд.руб.;
•    общий объем расходов в сумме 49,95 млрд. руб.;
•    дефицит республиканского бюджета в размере 4,93 млрд. руб.
По состоянию на 31.12.2016 года показатели уточненной сводной бюджетной росписи расходов по сравнению с параметрами, утвержденными в Законе о бюджете,  были уменьшены на 62,23 млн.руб.
Изменение плановых назначений в сводной бюджетной росписи  осуществлено в соответствии со статьей 217 БК РФ.
С учетом указанных выше изменений расходы республиканского бюджета в отчетном финансовом году были утверждены в объеме 49,89 млрд.руб., вследствие изменения расчетного значения увеличения остатка средств на счетах по учету средств республиканского бюджета запланированный объем дефицита составил 4,86 млрд.руб.

Согласно Отчету об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2017 года (ф.0503117), в доходы республиканского бюджета в отчетном финансовом периоде поступило 44,92 млрд.руб., что составило 99,8% от утвержденных плановых назначений.
Плановые назначения по расходам выполнены на 93,7%, в абсолютных значениях кассовые расходы произведены в сумме 46,75 млрд.руб.
Таким образом, республиканский бюджет в 2016 году был исполнен с дефицитом в размере 1,83 млрд.руб. (37,7% от расчетного показателя).
Данные Отчета об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2017 года (ф.0503117) соответствуют данным Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях Управления федерального казначейства по Республике Бурятия (ф.0503151) и данным отчетов об исполнении бюджета главными администраторами средств (ф.0503127).

Как было отмечено выше, прогнозные назначения по доходам не были выполнены на 0,2%.
Ожидаемое снижение продемонстрировал налог на прибыль организаций (в течение года прогноз по данному виду дохода был уменьшен практически на 30,0% (с 8,4 млрд.руб. до 5,8 млрд.руб.), результаты кассового исполнения составили 6,2 млрд.руб., или 84,1% к результатам 2015 года (7,4 млрд.руб.).
При сокращении общего объема доходов в отчетном периоде по сравнению с 2015 годом на 2,7%, сохранилась тенденция к росту поступлений по собственным налоговым (103,6%) и неналоговым (119,4%) платежам.
В абсолютных значениях по сравнению с предыдущим периодом налоговые доходы выросли на 775,1 млн.руб., неналоговые доходы – на 129,7 млн.руб.
По сравнению с предыдущими финансовыми периодами исполнение 2016 года характеризуется ростом удельного веса в общем объеме доходов налоговых платежей (с 46,6% в 2015 году до 49,6% в 2016 году), неналоговых доходов (с 1,5% до 1,8%), а также снижением доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета (с 48,9% в 2015 году до 45,2% в отчетном периоде).
В отчетном периоде продолжилась тенденция к сокращению объема целевой финансовой помощи из федерального бюджета, в относительных значениях удельный вес нецелевых межбюджетных трансфертов (дотаций) в общем объеме безвозмездной финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации вырос до 69,8% (в 2015 году данный показатель составлял 67,3%, в 2014 и 2013 годах - 61,1% и 54,4% соответственно).  
Таким образом, по результатам исполнения бюджета за 2016 год, помимо ожидаемого снижения по налогу на прибыль организации, остальные налоговые и неналоговые доходы (за исключением доходов, администрируемых Минимуществом РБ) продемонстрировали рост поступлений по сравнению с аналогичными значениями 2015 года (средневзвешенный показатель роста составил 137,7%).
При этом доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности за период с 2014 по 2016 год снизились с 56,4 млн.руб. до 43,5 млн.руб., продемонстрировав ежегодное снижение к уровню предыдущего финансового периода на 97,8% и 78,8%.
Следует отметить, что, по данным бюджетной отчетности Минимущества РБ (ф.0503120, ф.0503169) объем дебиторской задолженности учреждения за 2016 год увеличился с 23,9 млн.руб.  до 32,1 млн.руб.
При наличии значительного объема дебиторской задолженности (в т.ч. просроченной) уровень исполнения по доходам от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за 2016 год составил 103,1%, что свидетельствует о занижении плановых показателей Минимуществом РБ, как и в 2015 году.
По мнению Счетной палаты, при исполнении бюджета текущего года и планировании назначений на очередной финансовый период необходимо обратить внимание на уровень прогнозирования поступлений по указанному виду неналоговых платежей.

Касательно результатов исполнения бюджета по расходам, хотелось бы вновь акцентировать внимание на продолжающуюся динамику роста не освоения утвержденных плановых назначений.
Так, если в 2014 году плановые назначения по расходам не были исполнены на  1,5 млрд.руб., что составило 3,1% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи, то в 2015 году вышеуказанный показатель был зафиксирован уже на уровне 2,1 млрд.руб. (4,3%).
В отчетном периоде, как уже отмечалось выше, объем неисполненных плановых назначений (3,1 млрд.руб.) составил 6,3% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи.
Из общего объема неисполненных бюджетных ассигнований отчетного финансового периода более 80,0 % занимают ассигнования капитального характера, из них: по лимитам, утвержденным по Минтрансу РБ (подраздел 0409), плановые назначения не были исполнены  на 1,17 млрд.руб. (37,3%  от общего объема неисполненных ассигнований); по лимитам, утвержденным по Минстрою РБ, плановые назначения не были исполнены на 1,1 млрд.руб. (35,0% от общего объема неисполненных ассигнований), по Минприроды РБ при запланированных ассигнованиях в объеме  453,4 млн.руб., кассовое исполнение составило 148,0 млн.руб. или 32,65 % от общей суммы бюджетных назначений. Неисполненные бюджетные назначения составили 305,4 млн.руб. (9,7% от общего объема неисполненных ассигнований).
Обращаем внимание на то, что одной из основных причин неисполнения стал т.н. «человеческий фактор»,  в том числе: несвоевременное исполнение условий государственных контрактов подрядными организациями, а также нарушение требований  законодательства при проведении торгов, вследствие чего неоднократно имели место случаи отмены результатов публичного размещения государственных заказов.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, заслуживает особого внимания как Правительства Республики Бурятии, так и Народного Хурала при реализации мер оперативного контроля за исполнением республиканского бюджета в текущем году.

Далее, по состоянию на 01.01.2017 года объем государственного долга Республики Бурятия составил 10,1 млрд.руб.. в том числе  на сумму 7,6 млрд.руб. сформировалась задолженность перед коммерческими банками; на сумму 2,5 млрд.руб. – перед федеральным бюджетом.
Следует отметить, что в балансе исполнения бюджета (ф.0503120,  строка 471, графы 6,8) и Сведениях о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф.0503172), в соответствии с пунктом 169 Инструкции № 191н  объем государственного долга указан с учетом задолженности по расходам на обслуживание долговых обязательств (32,6 млн.руб.) в размере 10,14 млрд.руб.  
Указанные показатели:
•    составляют соответственно 82,2% (82,4%) от предельного объема государственного долга Республики Бурятия на 01.01.2017 года, утвержденного в статье 14 Закона о бюджете;
•    находятся на уровне 43,8%  (43,98%) от максимально допустимого значения, рассчитанного в соответствии со статьей 107 БК РФ (не более утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
По отношению к фактическому показателю начала отчетного периода объем основного долга  Республики Бурятия на 01.01.2017 года зафиксирован на уровне 99,8%, объем государственного долга (с учетом начисленных процентов за его обслуживание) – вырос до 100,1%.
По результатам проведенных в отчетном периоде Счетной палатой РБ контрольных и экспертно – аналитических мероприятий нарушений требований бюджетного законодательства, регламентирующих условия и порядок управления и обслуживания государственного долга субъекта Российской Федерации, установлено не было.
При этом необходимо отметить, что фактически проведенная  Министерством финансов РБ в течение отчетного периода работа по управлению  государственным долгом Республики Бурятия позволила сэкономить ассигнования на обслуживание долговых обязательств в сумме 392,8 млн.руб., в том числе:
•    досрочное исполнение в январе 2016 года обязательств по договорам возобновляемой кредитной линии на сумму 3 056,0 млн.руб. позволило сэкономить в 2016 году ассигнования на обслуживание государственного долга в сумме 269,3 млн.руб.;
•    использование в течение года остатков средств на лицевых счетах бюджетных и автономных республиканских учреждений, а также бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета позволило минимизировать потребность в привлечении коммерческих кредитов, в том числе для финансирования кассовых разрывов, что, в свою очередь, позволило сэкономить 123,5 млн.руб.
Вследствие вышеуказанного первоначально утвержденные плановые назначения по расходам на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия в объеме 713,1 тыс. руб. были сокращены на основании Законов Республики Бурятия от 30.04.2016 года № 1801-V и от 25.11.2016 года № 2160-V более чем на 50% (до 351,3 млн.руб.), а всего в 2016 году на обслуживание государственного долга было направлено 317,3 млн.руб., или 90,3% от уточненного прогноза.

В целом, по итогам проведенной экспертизы Коллегией Счетной палаты было рекомендовано утвердить представленный проект Закона об исполнении республиканского бюджета за 2016 год.

Спасибо за внимание.       


Назад к списку
Счетная палата Российской Федерации
Мин. финансов Республики Бурятия