Новости

О результатах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия «Байкалкурорт»

16.11.2017

          19 октября 2017 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором была рассмотрена Аналитическая записка Заместителя председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М.Егорова о результатах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности СКУП РБ «Байкалкурорт».

В ходе экспертно-аналитического мероприятия было установлено следующее.

Учредителем СКУП РБ «Байкалкурорт» является Совет профсоюзов Республики Бурятия. Совет профсоюзов Республики Бурятия является органом общественной организации «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия». СКУП РБ «Байкалкурорт» (Учреждение) является некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Основной целью Учреждения является эффективное использование современных научно-практических достижений в медицине, лечебных средств и курортных факторов для лечения больных и оздоровления населения, создание наиболее благоприятных условий для повышения прибыльности и улучшения деятельности санаторно-курортных здравниц профсоюзов Республики Бурятия, развития их материальной базы и их международных связей, а также разработка и реализация программы  совместной деятельности.

Учреждение имеет следующие филиалы:

-курорт «Аршан» с подразделениями: санаторий «Аршан», санаторий «Саяны» с детским санаторно-оздоровительным лагерем круглогодичного действия «Эдельвейс»;

-курорт «Горячинск» с подразделениями: санаторий «Горячинск» с детским санаторно-оздоровительным лагерем круглогодичного действия  «Байкальский бор».

Филиалы Учреждения не являются юридическими лицами.

Целью деятельности курортов – филиалов Учреждения является укрепление здоровья и предупреждение заболеваний отдыхающих на основе наиболее полного и рационального использования курортных земель, природных лечебных ресурсов и иных природных факторов, осуществление диагностических, лечебных, профилактических  и методико-восстановительных мероприятий. 

Имущество курортов (общая долевая собственность: 95% - доля Объединения организаций профсоюзов Республики Бурятия, 5% - доля Федерации независимых профсоюзов России) передано СКУП «Байкалкурорт» в оперативное управление в соответствии с Договором «Об оперативном управлении собственности профсоюзов на территории Республики Бурятия между Федерацией независимых профсоюзов России и Объединенной Организацией Профсоюзов Республики Бурятия с одной стороны, и Санаторно-курортным учреждением профсоюзов Республики Бурятия «Байкалкурорт» с другой стороны» от 24.04.2009г.

Курорты «Аршан» и «Горячинск» не относятся к курортам республиканского значения, так как собственником имущества курортов является общественная организация «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия», а земельный участок, на котором располагаются курорты, является федеральной собственностью.  Согласно части 1 статьи 15 Закона РБ «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах в Республике Бурятия» к расходным обязательствам Республики Бурятия относится поддержка развития только курортов республиканского значения. По этой причине финансирование развития курортов «Аршан» и «Горячинск» за счет республиканского бюджета не включается в республиканские программы развития. В рассматриваемом периоде (2014-2016 годы и 1 полугодие 2017 года) финансовых средств от Учредителя в СКУП РБ «Байкалкурорт» не поступало, за исключением займа в сумме 3500 тыс.руб., предоставленного в марте 2016 года на погашение задолженности работников Учреждения по заработной плате. Все вопросы развития и текущей деятельности СКУП РБ «Байкалкурорт» решает за счет собственных или заемных средств. Основным источником собственных доходов СКУП РБ «Байкалкурорт» являются доходы от оказания услуг.

Имущество курортов «Аршан» и «Горячинск» является собственностью Общественной организации «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия», следовательно, средства, вырученные от продажи имущества, не могут направляться СКУП РБ «Байкалкурорт» на развитие курортов без соответствующего решения собственника.

Определенные трудности в финансово-хозяйственной деятельности Учреждения обуславливает сезонный характер деятельности: при значительных расходах на отопление в зимний период основное поступление доходов приходится на летние месяцы.

В целях оздоровления большего количества граждан, обеспечения заполняемости курортов и сохранения конкурентной позиции СКУП РБ «Байкалкурорт» проводит политику установления  минимально возможных тарифов на оказываемые услуги.

Курорты «Аршан» и «Горячинск» проводят оздоровление льготных категорий граждан, при этом, стоимость льготных путевок не покрывает фактические затраты на оказание услуг. Доля социальных путевок составляет 41,3% (курорт «Аршан» - 36,8%, курорт «Горячинск» - 45,8%), что существенно влияет на доходность Учреждения.

Курорт «Горячинск» включает в себя санаторий «Горячинск» и детский спортивно-оздоровительный лагерь (ДСОЛ) «Байкальский Бор». Стоимость путевок для детей не покрывает фактических расходов ДСОЛ по оздоровлению детей, вследствие чего убытки от деятельности ДСОЛ «Байкальский Бор» возмещаются за счет доходов санатория «Горячинск».

Кроме того, курорты «Аршан» и «Горячинск» несут значительные убытки в связи с оказанием услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению жилых домов, так как утверждаемые тарифы на услуги ЖКХ не покрывают фактические расходы, кроме того, существуют значительные трудности со сбором платежей за коммунальные услуги с населения. Альтернативных поставщиков коммунальных услуг в поселках нет. Как градообразующие предприятия, курорты не имеют права отказаться от обслуживания жилого сектора. Так, по курорту «Горячинск» убытки от оказания коммунальных услуг населению составили в 2014г. - 285 тыс.руб., в 2015г. – 266 тыс.руб., в 2016г. – 232 тыс.руб., за 1 полугодие 2017г. – 432 тыс.руб., при этом, задолженность населения по оплате коммунальных услуг составляла: на 01.01.2015г. – 1341 тыс.руб., на 01.01.2016г. – 1603 тыс.руб., на 01.01.2017г. – 1837 тыс.руб., на 01.07.2017г. – 1922 тыс.руб. (22,4 тыс.руб. в расчете на 1 квартиру), то есть за 3,5 года задолженность увеличилась на 43,3%. По курорту «Аршан» убытки от оказания коммунальных услуг населению составили в 2014г. – 508 тыс.руб., в 2015г. – 1962 тыс.руб., в 2016г. – 3322 тыс.руб., за 1 полугодие 2017г. – 5173 тыс.руб., при этом, задолженность населения по оплате коммунальных услуг составляла: на 01.01.2015г. – 7469 тыс.руб., на 01.01.2016г. – 4957 тыс.руб., на 01.01.2017г. – 5337 тыс.руб., на 01.07.2017г. – 5745 тыс. руб. (35,2 тыс.руб. в расчете на 1 квартиру, что на 57% больше, чем на курорте «Горячинск»).

Согласно пункту 1 Протокола поручений по итогам рабочей поездки ВРИО Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия в МО «Тункинский район» от 03.07.2017г. №01.08-008-и5852 СКУП «Байкалкурорт» поручено обеспечить передачу котельной и тепловых сетей в муниципальную собственность. Администрации МО «Тункинский район» поручено организовать комиссионную приемку указанного имущества. В этой связи следует отметить, что СКУП «Байкалкурорт» не является собственником котельной и тепловых сетей курорта «Аршан» и, следовательно, не уполномочено распоряжаться этим имуществом. Кроме того, в Протоколе не уточнено о передаче какой котельной и каких сетей идет речь. На данный момент на балансе курорта «Аршан» находится несколько котельных, которые отапливают корпусы курорта и жилые дома. Только одна котельная (теплица) (инв. №1-1671)  отапливает только жилые помещения и на данный момент речь о передаче в муниципальную собственность может идти именно об этой котельной. Передача в муниципальную собственность одной котельной кардинально ситуацию с убыточностью коммунальных услуг, оказываемых населению курортных поселков, не решит.

На результаты финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в рассматриваемом периоде в значительной мере повлияли события 2014 года, обусловленные чрезвычайной ситуацией, вызванной сходом селевых потоков на курорте «Аршан» в июне 2014 года. В результате селя пострадали здания спальных корпусов №№ 8 и 9 ДСОЛ «Эдельвейс», очистные сооружения курорта «Аршан», котельная санатория «Саяны», теплотрасса, трубопроводы горячего и холодного водоснабжения, минералопровод, парковая зона санатория «Аршан». Согласно актам обследования общий ущерб от схода селя составил 39 848,3 тыс.руб. В связи с выводом из эксплуатации спальных корпусов №8 и №9, детский санаторно-оздоровительный  лагерь «Эдельвейс» был переведен в здание санатория «Саяны», следствием чего стало сокращение койко-мест других отдыхающих в санатории «Саяны» и соответствующее снижение доходов. Ликвидацию последствий стихийного бедствия СКУП «Байкалкурорт» осуществлял собственными силами и, в основном, за счет собственных средств. На восстановительные работы в 2014 году Учреждением было израсходовано 13 475,1 тыс.руб., из которых собственные средства – 10 703,3 тыс.руб., средства спонсоров – 2 771,8 тыс.руб. Кроме этого, в кредиторской задолженности СКУП «Байкалкурорт» числится задолженность  на сумму 1737 тыс.руб. за услуги по ликвидации последствий стихийного бедствия коммерческими организациями.

Следствием вывода из эксплуатации в связи со сходом селя корпусов №8 и №9 (ДСОЛ «Эдельвейс») по расчетам Учреждения стало недополучение доходов за период с 2014г. по 1 полугодие 2017г. включительно от реализации путевок в сумме 76927,6 тыс.руб.

Кроме того, вследствие недополучения доходов и непредвиденных расходов на ликвидацию последствий  схода селя, Учреждение было вынуждено взять в 2014 году банковский кредит в сумме 15000 тыс.руб. На уплату процентов за пользования указанным кредитом было израсходовано 1550 тыс.руб.

 

Обобщающая оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности и оценка перспектив Учреждения

Финансовое положение Учреждения можно оценить как сложное.

Анализ структуры имущества Учреждения показывает, что основную часть имущества (более 70%) составляют основные средства, переданные в пользование Учреждению собственником (Учредителем). Динамика структуры имущества показывает, что доля внеоборотных активов в период 2014-2016 гг. выросла с 75,9% в 2013 году до 78,5% в 2016г. Данный  факт объясняется двумя причинами: увеличением стоимости основных средств по сравнению с 2013г. на 5799 тыс.руб. и снижением доли оборотных активов с 24,1% до 21,5% в 2016 году. Снижением в 2016г. по сравнению с 2013г. доли оборотных активов обусловлено снижением запасов на 9095 тыс.руб. при росте дебиторской задолженности на 58,3%. Перечисленные изменения в структуре имущества указывают на ухудшение финансового состояния Учреждения: снижение запасов обусловлено недостатком собственных оборотных средств, в связи с чем Учреждение в 2014 и 2016гг. оформляло банковские займы, а рост дебиторской задолженности означает отвлечение средств Учреждения из оборота. Значительные отклонения в структуре имущества Учреждения в 1 полугодии 2017г. от годовых значений в рассматриваемом периоде обусловлены сезонностью функционирования курортов (значительный рост доли дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками – оплата за путевки и услуги). По сравнению с отчетом за 1 полугодие 2016 года отклонения в 2017г. по дебиторской задолженности незначительные.

Анализ источников формирования имущества показывает, что имущество Учреждения в рассматриваемом периоде формировалось в основном за счет роста кредиторской задолженности (в 2017г. - 68,7%), за счет собственных средств в 2017г. финансировалось лишь 7,9% имущества, что обусловлено ростом суммы непокрытых убытков (их доля возросла с 6,1% в 2013г. до 23,9% в 1 полугодии 2017г.). Данный факт указывает на значительное снижение финансовой устойчивости Учреждения в 2017 году.

Сальдо денежных потоков Учреждения в 2013 году было положительным и составляло 653 тыс.руб. В 2014 году, в связи с обстоятельствами, обусловленными стихийным бедствием, объем поступлений от оказания услуг снизился на 40%, объем убытков составил 48513 тыс.руб., в качестве обслуживания банковских займов было выплачено 7303 тыс.руб.,  сальдо денежных потоков за 2014 год было отрицательным и составляло 318 тыс.руб. В 2015 году, несмотря на рост поступлений от оказания услуг и получении прибыли  сальдо денежных потоков было отрицательным (553 тыс.руб.). Отрицательное сальдо обусловлено обслуживанием ранее взятых кредитных займов. В 2016 году отрицательное сальдо было снижено до 3 тыс.руб. за счет привлечения кредитных средств, при этом убытки от оказания услуг и прочих операций Учреждения за год составили 14088 тыс.руб., что говорит об отсутствии у Учреждения собственных средств на обслуживание взятых кредитов. В связи с убыточностью деятельности Учреждения в 1 полугодии 2017г. источниками гашения полученных займов могут быть либо новые займы, либо рост кредиторской задолженности или спонсорские средства Учредителя.

Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности показал следующее. Дебиторская задолженность Учреждения (без учета внутрихозяйственных расходов) имеет тенденцию к росту: 2014г. – 136% к 2013г., 2015г. – 193% к 2013г., 2016г. – 128% к 2013г. При этом кредиторская задолженность росла в опережающих темпах: 2014г. – 188% к 2013г., 2015г. – 199% к 2013г., 2016г. – 218% к 2013г. Таким образом, темпы роста кредиторской задолженности опережали темпы роста дебиторской задолженности. Из вышеизложенного следует, что в связи с невозможностью Учреждения выполнять свои текущие обязательства наблюдается рост невозможных к уплате обязательств. В 2014г. превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 72451 тыс.руб. (рост к уровню 2013г. -32665 тыс.руб. в 2,2 раза), в 2015г. – 66352 тыс.руб., в 2016г. – 90046 тыс.руб.

К положительному фактору следует отнести то, что несмотря на тяжелое финансовое положение Учреждения в 2014-2017 годах сумма задолженности по банковским займам сократилась с 30989,5 тыс.руб. до 4040 тыс.руб.  Таким образом, в 2018 году подлежит гашение займа в сумме 4040 тыс.руб. (без учета уплаты % за пользование кредитом).

По займу Союза «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» (задолженность 3475 тыс.руб.) целесообразно СКУП «Байкалкурорт» в соответствии с пунктом 2.7.16 Устава общественной организации «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» и пункта 5.3. Устава Санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия «Байкалкурорт» просить переквалифицировать заем в финансовую помощь Учреждению.

Анализ доходности за период 2013-2016 гг. и 1 полугодие 2017г. характеризует финансовое положение Учреждения как неустойчивое.   Так, в 2013 году прибыль Учреждения от продаж составила 7163 тыс.руб., при этом чистый убыток составил 187 тыс.руб. по причине превышения прочих расходов над прочими доходами на 6439 тыс.руб. По результатам работы в 2014 году убытки от продаж составили 30365 тыс.руб., чистые убытки составили 48513 тыс.руб., при этом убытки от прочих операций  составили 18148 тыс.руб. В 2015 году финансовое положение Учреждения улучшилось: прибыль от реализации составила 16705 тыс.руб. Несмотря на убытки от прочих операций в сумме 7723 тыс.руб. чистая прибыль составила 8991 тыс.руб. В 2016 году финансовое положение Учреждения вновь ухудшилось: убытки от реализации составили 18702 тыс.руб., чистые убытки – 14088 тыс.руб. (по прочим операциям получен доход в сумме 4611 тыс.руб.). В 1 полугодии 2017 года учреждение сработало также с убытками: убыток от продаж составил 30150 тыс.руб., чистый убыток – 34531 тыс.руб. в тоже время следует отметить положительные тенденции по сравнению с 1 полугодием 2016 года в основной деятельности в части оптимизации расходов. Так, выручка от реализации услуг Учреждения в 2017 году к уровню 2016 года составила 92,4% при этом, сумма затрат на производство и реализацию составила 87,0%. Учитывая сезонный характер функционирования Учреждения, при сохранении в 2017 году динамики поступления доходов и расходования средств 2016 года, по итогам 2017 года ожидается получение прибыли от реализации услуг за счет снижения затрат.

В то же время, в связи с превышением прочих расходов над прочими доходами общие финансовые результаты будут отрицательными.

Сложившееся в период 2014-2017гг. тяжелое финансовое состояние  СКУП РБ «Байкалкурорт» обусловлено объективными факторами, а именно – стихийным бедствием. В то же время следует отметить, что Учреждением и его Учредителем не разрабатывались программы перспективного развития подведомственных курортов. В настоящее время СКУП РБ «Байкалкурорт» не располагает средствами и возможностями самостоятельного выхода из финансового кризиса. Для выхода из финансового кризиса СКУП РБ «Байкалкурорт» необходимо осуществить мероприятия, обеспечивающие выход курортов на безубыточную деятельность, совместно с Учредителем найти источники погашения накопленной просроченной кредиторской задолженности, разработать и начать реализовывать перспективную программу развития курортов. При реализации перспективной программы развития организовать взаимовыгодное сотрудничество с руководством Республики Бурятия.

 

Предложения по дальнейшему функционированию Учреждения с учетом возможных мер государственной поддержки

При рассмотрении возможностей дальнейшего функционирования СКУП РБ «Байкалкурорт» следует учитывать следующие возможные риски:

1.Снижение (не обеспечение запланированного) объема услуг.

2.Дальнейшее снижение уровня жизни населения Республики Бурятия, следствием чего явится снижение спроса на услуги курортов.

3.Отвлечение Объединением на другие цели средств, полученных от реализации недвижимого имущества, находящегося в пользовании Учреждения.

4.Решение судов о взыскании с Учреждения долгов по энергетическому контракту с ООО «ЭНКОМ» (общая сумма по контракту 28,8 млн.руб., на сегодняшний момент выплачено 4586 тыс.руб.).

5.Невозможность получения кредитов на сезонное пополнение оборотных средств.

6.Отсутствие средств на текущее обслуживание кредитов.

Учреждением разработана и утверждена генеральным директором – главным врачом СКУП РБ «Байкалкурорт» Программа развития санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия «Байкалкурорт» на 2017-2018гг. (далее – Программа развития). Программа развития носит краткосрочный характер и не содержит каких-либо значительных мероприятий по развитию курортов. Исходя из  содержания, программу правильнее назвать не программой развития, а программой выхода из финансового кризиса. Долгосрочной программы развития у Учреждения нет.

Анализ Программы развития показал, что не все мероприятия Программы имеют должное экономическое обоснование, а большинство мероприятий, запланированных на 2017 год, остались не выполненными. Таким образом, Программа нуждается в корректировке с продлением ее на срок выхода из финансового кризиса (ликвидации просроченных задолженностей, выход на положительное сальдо денежных потоков). Кроме того, если говорить о дальнейшем развитии курортов, необходима разработка перспективной (среднесрочной, долгосрочной) Программы развития курортов СКУП «Байкалкурорт», которая предусматривала бы как  повышение эффективности использования имеющегося имущества, так и создание нового имущества в целях развития курортной деятельности.

Часть 1 Программы развития «Цели и задачи программы» предполагает увеличение числа оздоравливаемых на курортах Учреждения, однако конкретные мероприятия по реализации данной задачи Программой развития не определены. Руководством Учреждения представлены: План мероприятий СКУП РБ «Байкалкурорт» на 2017 год, в котором содержится ряд мероприятий по привлечению отдыхающих на курорты Учреждения, и План работы по маркетингу отдела реализации путевок и маркетинга на 2017 год, предусматривающий мероприятия по реализации плана Учреждения на 2017 год. В Указанных Планах не определен ожидаемый эффект от реализации мероприятий. Судя по тому, что план по наполняемости имеющихся койко-мест в 2017 году не выполняется, предусмотренные Планами мероприятия не были достаточно эффективными. 

 Согласно Программе развития сумма средств для реализации ее мероприятий (приобретение основных средств, капитальный и текущий ремонт в 2017 и 2018 годах) заложена в сметы содержания курортов, однако динамика финансовых показателей и финансовое положение курортов в 2017 году показывают, что даже без учета затрат на реализацию Программы развития сумма себестоимости превышает доходы курортов, следовательно себестоимость не может служить источником финансирования указанных мероприятий, если срок окупаемости их превышает 1 год. Необходим поиск других источников. При привлечении заемных средств необходимо учитывать срок окупаемости мероприятий Программы развития.

 

Запрашиваемые меры государственной поддержки включают:

-отнесение курортов СКУП РБ «Байкалкурорт» к организациям – потребителям электрической энергии, к которым не применяется режим ограничения потребления электроэнергии;

-оказание государственной поддержки для получения кредитов банков в период межсезонья;

-предоставление курортам рассрочки по уплате налогов и страховых взносов на 2 года.

По результатам рассмотрения запрашиваемых Учреждением мер государственной поддержки следует отметить следующее.

1.Поскольку имущество, переданное в пользование Учреждения, является собственностью Объединения, а земельные участки, на которых расположены курорты, не находятся в ведении органов государственной власти Республики Бурятия (пункт 9 Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского значения, утвержденного постановлением Правительства РБ от 29.09.2009 №368), курорты СКУП РБ «Байкалкурорт» не могут относиться к курортам республиканского значения  и поддержка их развития  не относится к расходным обязательствам Республики Бурятия (часть 1 статьи 15 Закона Республики Бурятия «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах в Республике Бурятия»). Таким образом, прямое финансирование развития курортов за счет средств республиканского бюджета не возможно. По этой же причине в подпрограмме 5 «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, в том числе детей» государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения», соисполнителем которой является СКУП РБ «Байкалкурорт», по мероприятию 5.4. «Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия» финансирование за счет средств республиканского бюджета не предусмотрено. 

В государственные программы Республики Бурятия «Развитие гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Бурятия» и «Совершенствование государственного управления» СКУП РБ «Байкалкурорт» не попал и претендовать на получение субсидий из республиканского бюджета не может. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РБ от 15.05.2017 №213 субсидии из республиканского бюджета выдаются при условии отсутствия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет.  СКУП РБ «Байкалкурорт» по состоянию на 01.07.2017 имеет задолженность по расчетам с бюджетом и социальному страхованию в сумме 90,8 млн.руб. (превышение кредиторской задолженности от дебиторской составляет 78,85 млн.руб.).

2.В письме Министерства экономики РБ  депутату Государственной Думы ФС РФ А.В.Дамдинову от 15.03.2017г. №03-13-06-и1474 подтверждается, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании различных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»  СКУП РБ «Байкалкурорт» как медицинская организация относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и для которых применяется частичное ограничение режима потребления электрической энергии не ниже уровня аварийной брони. В связи с этим Министерство экономики РБ предлагает  СКУП РБ «Байкалкурорт» в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, обратиться в адрес гарантирующего поставщика электрической энергии – АО «Читаэнергосбыт» для составления акта аварийной и технологической брони, после этого обратиться в Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия для включения курортов «Аршан» и «Горячинск» в Общий перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Таким образом, помощь Правительства Республики Бурятия по урегулированию вопроса ограничения режима потребления электрической энергии курортами СКУП РБ «Байкалкурорт» не ниже уровня аварийной брони, не требуется.

3.Из письма СКУП РБ «Байкалкурорт» не совсем ясно, о какой государственной поддержке при получении кредитов в банке идет речь. В соответствии с действующими республиканскими нормативными правовыми актами предусмотрена государственная поддержка при получении банковского кредита (в виде предоставления государственных гарантий, передачи недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, в залог, компенсации части процентов за пользование кредитами коммерческих банков) инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Правительством Республики Бурятия инвестиционными проектами. При этом условиями предоставления государственной поддержки является отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет и отсутствие предбанкротного состояния, СКУП РБ «Байкалкурорт» указанным условиям не соответствует. Кроме того, курортная деятельность не относится к основным приоритетным направлениям государственной поддержки инвестиционной деятельности.

4.Рассрочка уплаты налогов.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Республики Бурятия «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Бурятия» предусмотрено предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Бурятия о налогах и сборах. Законом Республики Бурятия «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» предоставление налоговых льгот (налог на имущество, транспортный налог, налог на прибыль) социально ориентированным некоммерческим организациям не предусмотрено. Кроме того, в согласно части 4 статьи 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям. Таким образом, предоставление налоговых льгот  СКУП РБ «Байкалкурорт» не представляется возможным.

Статья 64 Налогового кодекса предусматривает предоставление налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов на срок, не превышающий один год, а по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - не превышающий трех лет. СКУП «Байкалкурорт» получало отсрочку платежей по земельному налогу по курорту «Аршан»  на 1 год в 2015 году.

В соответствии со статьей 8.4. Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 №145-Ш «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», организациям, предоставляющим особо важные услуги населению может предоставляться инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, в части, зачисляемой в республиканский бюджет, и по региональным налогам на срок от 1 года до 5 лет.  Перечень особо важных услуг населению определяется Правительством Республики Бурятия и утверждается постановлением Народного Хурала Республики Бурятия. На данный момент  таковой Перечень не определен и не утвержден. В случае включения в указанный Перечень услуг по оздоровлению населения на курортах республики, СКУП «Байкалкурорт» будет иметь возможность получить рассрочку по налогам. 

 

Исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за ряд последних лет и учитывая финансовое положение СКУП РБ «Байкалкурорт» по состоянию на 01.07.2017 года, для выхода Учреждения из сложившегося финансового положения целесообразно предпринять следующие меры:

-провести необходимую работу по передаче в муниципальную собственность МО «Тункинский район» котельной и тепловых сетей;

-обратиться в Союз «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» с просьбой о направлении всех средств, вырученных от реализации имущества, закрепленного за курортами, в СКУП РБ «Байкалкурорт» для целей гашения кредиторской задолженности Учреждения;

-просить Союз «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» в соответствии с пунктом 2.7.16. Устава Объединения переоформить заем Учреждению в сумме 3475 тыс.руб. в финансовую помощь Учреждению;

-принять действенные меры по взысканию дебиторской задолженности, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг;

-в целях повышения заполняемости действующих койко-мест на курортах СКУП «Байкалкурорт» привлечь средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия;

-в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании различных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»  обратиться в адрес гарантирующего поставщика электрической энергии – АО «Читаэнергосбыт» для составления акта аварийной и технологической брони, в целях отнесения Учреждения  как медицинской организации к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и для которых применяется частичное ограничение режима потребления электрической энергии не ниже уровня аварийной брони;

-в целях предоставления возможности СКУП «Байкалкурорт» получить рассрочку по налогам в соответствии со статьей 8.4. Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 №145-III «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» рассмотреть вопрос о включении услуг по оздоровлению населения на курортах республики в Перечень особо важных услуг населению;

-в целях включения Учреждения в претенденты на получение государственной поддержки в соответствии со ст.3 Закона Республики Бурятия от 07.03.2013 N 3171-IV «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Бурятия» рассмотреть возможность проведения конкурсов на реализацию социального проекта по санаторно-курортному лечению граждан в санаторно-курортных организациях Республики Бурятия;

-продолжить претензионную работу по энергетическому контракту с ООО «Энком», рассмотреть вариант расторжения контракта в связи с невыполнением подрядчиком своих обязательств;

-актуализировать к сложившейся на конец 2017 года ситуации Программу развития санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия «Байкалкурорт» на 2017-2018гг., продлить ее действие до выхода СКУП РБ «Байкалкурорт» из финансового кризиса, включить в Программу мероприятия по повышению заполняемости действующих койко-мест и дальнейшей оптимизации расходов курортов, совместно с Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия принять меры к ее реализации;

-разработать долгосрочную программу развития СКУП РБ «Байкалкурорт».

 


Назад к списку
Счетная палата Российской Федерации
Мин. финансов Республики Бурятия