Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрено заключение о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности деятельности основных региональных институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства».

Заключение о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности деятельности основных региональных институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства» 16.12.2021

Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрено заключение о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности деятельности основных региональных институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства».

С докладом выступил Заместитель Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егоров.

В докладе отмечено следующее.

1. В Республике Бурятия в целях развития и успешного функционирования сферы малого и среднего предпринимательства созданы координационные и совещательные органы (3 совета и межведомственная рабочая группа общей численностью 80 членов):

- Совет при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности;

- Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Бурятия;

- Совет по защите прав предпринимателей и развитию  предпринимательства при Главе Республики Бурятия;

- Межведомственная рабочая группа (проектный офис) по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в Республике Бурятия.

Также в решении вопросов поддержки малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций заняты 4 органа исполнительной власти Республики Бурятия (министерства с общей штатной численностью 31 единица) и 2 уполномоченных по инвестициям и по защите прав предпринимателей:

- Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия;

- Министерство экономики Республики Бурятия;

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;

- Полномочное представительство Республики Бурятия при Президенте Российской Федерации;

- Уполномоченный по защите прав предпринимателей;

- Уполномоченный по инвестициям.

Кроме того, в период с января 2018 года по январь 2021 года осуществлял деятельность Министр Республики Бурятия по инвестициям.

Общая численность координационных и совещательных органов, органов исполнительной власти, принимавших участие в развитии предпринимательства и привлечении инвестиций в проверяемом периоде составляла 121 единицу.

2. Основная часть мер поддержки предпринимательства реализуется через институты развития малого и среднего предпринимательства. Счетной палатой РБ проведен анализ деятельности 8  основных региональных институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства:

- Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и развития промышленности Республики Бурятия;

- Микрокредитная компания Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия;

- Республиканский бизнес-инкубатор;

- Промышленный парк Республики Бурятия;

- ООО «Управляющая компания территории опережающего социально-экономического развития в Республике Бурятия»;

- НО «Фонд регионального развития Республики Бурятия»;

- ГБУ РБ «Информационно-методологический центр Республики Бурятия»;

- Фонд поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации Республики Бурятия).

Штатная численность основных региональных институтов развития составляет:  на 31.12.2018 года - 72 ед., на 31.12.2019 года - 104 ед., на 31.12.2020 года - 150 единиц.

Объем бюджетных средств, направленных в рассматриваемые институты развития за период 2018-2020 годов составил 1 537 809,776 тыс. рублей, в т.ч. за 2018 год – 184 849,159 тыс. рублей, за 2019г. – 499 789,972  тыс. рублей, за 2020г. – 853 170,645 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета направлено за 2018г. – 39 806,800 тыс. рублей (22% от общего объема средств), за 2019г. – 231 273,440  тыс. рублей (46%), за 2020г. – 298 051,740 тыс. рублей (35%); за счет республиканского бюджета направлено за 2018г. – 145 042,359 тыс. рублей (78%), за 2019г. – 268 516,532  тыс. рублей (54%), за 2020г. – 555 118,905 тыс. рублей (65%). В последние 3 года наблюдается устойчивый рост указанных расходов, а также преобладание доли расходов из республиканского бюджета.

Помимо бюджетного финансирования институтами развития в сфере малого и среднего предпринимательства получены доходы от деятельности. За период 2018-2020 годов данный объем средств составил 678 211,937 тыс. рублей. В основном доходы связаны со следующими поступлениями: проценты, пени, штрафы по займам; вознаграждение и погашение задолженности по выданным поручительствам; доходы от размещения денежных средств на депозитах и проценты от суммы неснижаемого остатка; доходы от субаренды имущества; доходы от образовательной деятельности; возврат депозитов.

За счет полученных средств за период 2018-2020 годов институтами развития направлено на непосредственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства более 1 786 085,7 тыс. рублей, на собственное содержание 429 936,0 тыс. рублей.

3. Реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) осуществляется институтами развития в финансовой, гарантийной, имущественной, информационной и консультационной форме.

Общее количество мер оказанной поддержки СМиСП, а также физическим лицам за рассматриваемый период составило 59 251 единиц.

Исходя из количества, преимущественной формой поддержки является консультационная (информационная) форма поддержки, составляющая за 2018-2020 годы 57 618 единиц или 97% от общего количества мер. Консультационная поддержка в основном оказана ГБУ РБ «Информационно-методологический центр Республики Бурятия», а также структурными подразделениями Гарантийного фонда, поддержка в виде сопровождения проектов - Фондом регионального развития РБ и Управляющей компанией территории опережающего социально-экономического развития в РБ.

Имущественная поддержка, предоставляемая Республиканским бизнес-инкубатором и Промышленным парком РБ, за 2018-2020 годы оказана 78 СМиСП (212 случаев поддержки).

Гарантийная поддержка, предоставляемая Гарантийным фондом, за 2018-2020 годы оказана 143 СМиСП (2018г. - 50, 2019г. – 47, 2020г. – 46). Заключено 166 договоров поручительства на общую сумму 974 246,6 тыс. руб. (2018г. – 265 989,79 тыс. руб., 2019г. – 310 384,73  тыс. руб., 2020г. – 397 872,08 тыс. руб.). Наблюдается рост объема гарантийной поддержки, оказываемой в расчете на 1 СМиСП. Так, в среднем на 1 субъекта гарантийная поддержка предоставляется в следующих объемах: 2018г. – 5320 тыс. руб., 2019г. – 6 604  тыс. руб., 2020г. – 8 649 тыс. руб. Выплаты по обязательствам, связанным с оказанием гарантийной поддержки за 2018-2020гг. составили 137 505,87 тыс. рублей (2018г. – 65 924,100 тыс. руб., 2019г. – 43 687,690 тыс. руб., 2020г. – 27 894,080 тыс. руб.). Выплаты за 2018-2020гг. произведены по 33 случаям (2018г. – 12, 2019г. – 11, 2020г. – 10).

Финансовыми мерами поддержки воспользовались 657 СМиСП, заключено 1222 договора. Финансовую поддержку в виде предоставления займов (микрозаймов) оказывают 3 организации: Фонд поддержки малого предпринимательства РБ, Фонд поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации РБ и Гарантийный фонд. Общий объем финансовой поддержки, оказанной СМиСП, за 2018-2020гг. составил 1 445 962,970 тыс. руб., из которого основная доля приходится на Фонд поддержки малого предпринимательства РБ – 63%, затем Гарантийный фонд – 29% и Фонд поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации РБ – 8%. Отмечается снижение объема финансовой поддержки, оказываемой в расчете на 1 СМиСП: 2018г. – 4 867 тыс. руб., 2019г. – 1 932  тыс. руб., 2020г. – 1 714 тыс. руб. Как видно, средний размер займа снизился почти в 3 раза.

При сопоставлении общего количества зарегистрированных в Республике Бурятия СМиСП с количеством СМиСП, которым предоставлена финансовая, гарантийная и имущественная поддержка, установлено, что охват является незначительным. Поддержка рассматриваемыми институтами развития оказана 0,7%; 1%; 1,7% СМиСП из числа зарегистрированных в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно. Консультационная поддержка исключена из расчета, поскольку предоставляется не только СМиСП, но и физическим лицам.

4. Расходы на содержание институтов развития малого и среднего предпринимательства за 2018-2020 годы составили 429 936,0 тыс. рублей, в т.ч. за 2018 год - 132 868,100 тыс. рублей, за 2019 год - 150 508,700 тыс. рублей, за 2020 год - 146 559,200 тыс. рублей. Основная доля расходов связана с оплатой труда и начислениями работников. В 2018 году данная доля расходов составила 45%, в 2019 году - 55%, в 2020 году - 68% от общей суммы расходов на содержание.

Средняя заработная плата работника института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в месяц (включая руководителя) составляет в 2018г. - 50,5 тыс. руб., в 2019г. – 55,3 тыс. руб., в 2020г. – 54,8 тыс. руб.

Расходы по аренде помещений ежегодно составляют около 7% от общей суммы расходов на содержание. Половина из рассматриваемых институтов развития арендует помещения. На данный момент в аренде находятся помещения общей площадью 1 195 кв. м. Самая высокая цена достигает 805,8 рублей за 1 кв.м. В целом сумма арендной платы по всем институтам развития составляет 782,685 тыс. рублей в месяц. Расходы по аренде помещений также как и расходы на оплату труда имеют тенденцию к росту.

5. Целевые показатели эффективности (результативности), характеризующие деятельность основных региональных институтов развития, Учредителями не установлены. Только при осуществлении финансирования в рамках договоров определены показатели результативности предоставления субсидии. Установлено, что практически по всем показателям наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное. Даже при неисполнении расходов показатели результативности в большинстве перевыполнены. Легкодостижимые показатели создают риск некорректной оценки результативности. Имеется часть не выполненных показателей, при этом полноценные механизмы ответственности руководства за слабые результаты деятельности не предусмотрены.

Ожидаемый результат реализации подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство» государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в части увеличения количества СМиСП не достигнут.  Планируемые значения целевого индикатора «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства»: 2018г. – 42,5 тыс.ед., 2019г. – 45,0 тыс.ед., 2020г. – 30,8 тыс.ед., 2021г. – 32,0 тыс.ед. По данным Федеральной налоговой службы (https://rmsp.nalog.ru/) количество СМиСП, зарегистрированных на территории Республики Бурятия, на 10.01.2019г. составило 28,646 тыс. ед., на 10.01.2020г. - 28,583 тыс. ед., на 10.01.2021г. - 29,465 тыс. ед., т.е. меньше плановых значений.

Недостатки в выполнении данной части государственной программы, свидетельствуют о том, что и деятельность государственного аппарата в системе малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

6. В ходе проведения мероприятия выявлено следующее:

- часть проектов СМиСП, на реализацию которых институтами развития выделяется государственная поддержка, в конечном результате не реализуются. В институтах развития происходит частичное дублирование проектов, находящихся на сопровождении;

- некоторыми институтами развития созданы дополнительные структуры поддержки предпринимательства;

- определенные руководители институтов развития одновременно занимают должности генеральных директоров организаций, объединений, хозяйственных обществ;

- частая смена руководителей, а где-то почти полного состава организации отрицательно сказывается на работе институтов развития;

- по Фонду регионального развития РБ выявлены нарушения на общую сумму 52 305,510 тыс. рублей, по ООО «Управляющая компания территории опережающего социально-экономического развития в Республике Бурятия» на сумму 91,031 тыс. рублей в т.ч. неэффективное использование бюджетных средств, неправомерное принятие к учету расходов при отсутствии подтверждающих документов, связанные с искажением данных бухгалтерской отчетности, начислением и выплатой заработной платы, нарушениями при использовании автотранспорта и иные нарушения.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены Главе Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.