Доклад аудитора Счетной палаты РБ Алхуновой О.С. на публичных слушаниях по проекту закона РБ «О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов»

22.04.2024

Уважаемые участники публичных слушаний!

В рамках подготовки к рассмотрению в первом чтении представленного законопроекта, в соответствии со статьей 18 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия», Счетной палатой подготовлено заключение по основным характеристикам республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Как уже было отмечено в предыдущих выступлениях, проект республиканского бюджета на 2024 – 2026 годы сформирован в соответствии с установленными принципами бюджетной системы, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Бурятии.

Общий объем доходов на очередной финансовый год прогнозируется со снижением на 12,5 % к уточненным плановым назначениям текущего года. (117 452 051,0 тыс. руб. в 2023 г., 102 786 008,2 тыс. руб. в 2024 г.).

Общая сумма налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2024 год планируется на уровне 44,8 млрд. руб., со снижением на 8,5 % к уточненным плановым назначениям текущего финансового года. Основной причиной значительного замедления темпа роста прогнозных показателей, явилось падение планируемых объемов поступлений по налогу на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых.

Так, на очередной финансовый период поступление налога на прибыль прогнозируется на уровне 12,3 млрд. рублей или 72,1 % к ожидаемым результатам текущего года.(17,0 млрд. рублей)

При этом расчеты, обосновывающие прогноз поступления налога на прибыль организаций на 2024 год в разрезе налогоплательщиков или групп налогоплательщиков, отраслей экономики, представлены не были, в связи, с чем не представляется возможным дать оценку объективности снижения указанного показателя.

По сравнению с уточненными плановыми назначениям текущего года прогнозируется увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц на 1,5 млрд. рублей, налогу взимаемому по упрощенной системе налогооблажения на 158,0 млн. рублей и налогу на имущество организаций на 166,3 млн. рублей.

Безвозмездные поступления предусмотрены законопроектом на 2024 год в размере 58,0 млрд. рублей, это на уровне 84,7 % к уточненным плановым назначениям текущего года.

В разрезе видов финансовой помощи снижение планируется:

по субсидиям на 23,0 % (с 30 644 058,2 тыс. руб. до 23 591 104,7 тыс. руб.);

по субвенциям на 3,1 % (с 3 323 752,1 тыс. руб. до 3 220 396,2 тыс. руб.);

по иным межбюджетным трансфертам на 12,3 % (с 4 897 523,8 тыс. руб. до 4 294 676,3 тыс. руб.).

Размер поступлений из федерального бюджета является не окончательным и будет скорректирован по мере распределения отдельных видов межбюджетных трансфертов.

Расходную часть республиканского бюджета на 2024 год предлагается утвердить в объеме 108,9 млрд. руб., что составит 85,6 % к уровню уточняемых плановых показателей текущего года.

В структуре расходов проекта бюджета на 2024 год значительный удельный вес занимают расходы на «Образование» – 24,0 %, «Социальную политику» – 20,5 %, «Национальную экономику» – 13,7 %.

На реализацию 25 государственных программ в 2024 году предусмотрено 100,1 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 29,1 млрд. руб.

По результатам предварительной оценки обоснованности предложенных законопроектом к утверждению бюджетных ассигнований на финансирование расходных обязательств очередного года Счетной палатой представлены замечания и предложения в части финансирования расходов по здравоохранению и социальной поддержки граждан.

Подробный анализ расходной части бюджета будет проведен при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Дефицит республиканского бюджета прогнозируется в сумме 6,1 млрд. рублей. Размер дефицита республиканского бюджета на очередной финансовый год находится в пределах максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1 БК РФ для субъектов, планирующих привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить положительную разницу между привлеченными и погашенными кредитами кредитных организаций в объеме 4,9 млрд. руб. и на погашение бюджетных кредитов в объеме 1,7 млрд. руб., что соответствуют статье 95 БК РФ.

Предлагаемые к утверждению законопроектом верхние пределы государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2025 года – 38,9 млрд. рублей, 1 января 2026 года – 38,6 млрд. рублей и 1 января 2027 года – 37,1 млрд. рублей составят, соответственно: 86,8 %, 79,4 % и 69,4 % от максимально допустимого значения объема региональных государственных долговых обязательств, установленного статьей 107 БК РФ (общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

Представленным законопроектом предлагается утвердить условно утвержденные расходы на первый год планового периода в сумме 1,74 млрд. руб. и второй годы планового периода 3,69 млрд. руб., что соответствует требованиям статьи 184.1 БК РФ.

В 2024 году сохраняются риски и неопределенности. Вместе с тем, представленный на рассмотрение проект бюджета сформирован в рамках действующего законодательства, с учетом сложившейся ситуации.

В целом по законопроекту Счетная палата полагает возможным рекомендовать принять его в представленной редакции в первом чтении.

Спасибо за внимание.