Информация по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг создания регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»

Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Е.В. Пегасова рассмотрено заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг  создания регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» с приглашением Заместителя председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике Будаевой С.Д.-Д., министра здравоохранения РБ Лудуповой Е.Ю.

С докладом выступил Заместитель Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М.Егоров.
В докладе отмечено следующее.

В 2011 году Минздравсоцразвития России утвердило Концепцию создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Основная цель ЕГИСЗ – обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления и процесса оказания медицинской помощи за счет развития информационно-телекоммуникационных технологий в медицине.

 Методическими рекомендациями Минздравсоцразвития России определило порядок организации работ по созданию субъектами РФ в 2011-2012 гг. регионального фрагмента ЕГИСЗ, состав создаваемых прикладных компонентов регионального уровня ЕГИСЗ. Эта работа осуществлялась в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения.

Данными документами перед Министерством здравоохранения РБ как оператором информационных систем в сфере здравоохранения, формирующим единую систему информатизации отрасли в республике, была поставлена задача по вводу в эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Бурятия (ГИС РБ), утверждению Положения об этой системе, осуществлению функций координатора мероприятий по эксплуатации и развитию ГИС РБ.

 Условно процесс создания регионального сегмента ЕГИСЗ в период с 2011 по 2021 год делится на 3 этапа:

 - 1 этап (2011-2012 годы) – период «Базовой информатизации», который реализовывался в рамках программы «Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия» /утв.постановлением Правительства РБ от 28.03.2011 № 143/. Данный этап включал создание локальных вычислительных сетей (инфраструктуры), поставку компьютерного оборудования, обеспечение защиты персональных данных, поставку прикладного программного обеспечения, ввод в эксплуатацию федеральных сервисов ЕГИСЗ 1 очереди (Электронная регистратура, Федеральная интегрированная электронная медицинская карта);

 - 2 этап (2013-2018 годы) – период развития регионального сегмента ЕГИСЗ. Данный этап реализовывался в рамках подпрограммы 9 «Развитие информатизации в здравоохранении» Государственной программы РБ «Развитие здравоохранения» /утв. Постановлением Правительства РБ от 02.07.2013 № 342/. На данном этапе выполнялись задачи повышения эффективности управления системой здравоохранения РФ за счет информатизации процессов планирования, контроля, управления, повышения качества оказания медпомощи путем информатизации деятельности медицинских организаций, а также повышение вовлеченности населения путем внедрения соответствующих сервисов для пациентов;

  - 3 этап (2019-2024 годы) – реализация Регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» (в рамках реализации Федерального проекта с аналогичным названием и Национального проекта «Здравоохранение»). Реализация регпроекта осуществляется в соответствии с подпрограммой 9 «Развитие информатизации в здравоохранении» и подпрограммой 16 «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» Государственной программы РБ «Развитие здравоохранения». На данном этапе реализуется задача по интеграции 3 уровней единого цифрового контура между собой (подсистем федерального (ЕГИСЗ), регионального (ГИС РБ) уровня и МИС медицинских организаций). По состоянию на 1 декабря 2021 года интеграция указанных систем осуществлена частично. С учетом предусмотренных Регпроектом сроков завершение интеграции подсистем ГИС РБ с ЕГИСЗ и МИС МО планируется в 2022 году, интеграция МИС МО с подсистемами ЕГИСЗ должна быть закончена в 2024 году.
 

Всего за период 2011-2020 гг. и 11 месяцев 2021 г. на создание и сопровождение регионального сегмента ЕГИСЗ и создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ в соответствии с указанными программами направлено финансовых средств в размере 1 225 200,879 тыс.рублей, в т.ч. за счет:
• ФБ - 543 858,884 тыс.рублей;

• РБ - 512 983,095 тыс.руб.;

• ОМС - 168 358,900 тыс.рублей (из них: Федеральный ФОМС -164 002,100 тыс.рублей; ТФОМС РБ – 4 356,800 тыс.рублей).

Кроме того, медицинскими организациями за счет внебюджетных средств самостоятельно осуществлялись расходы на приобретение МИС (в т.ч. работы по развертыванию компонентов МИС), сопровождение, техническое обеспечение функционирования, модификацию МИС в части интеграции с компонентами Республиканской интеграционной шины, на общую сумму 133 266,01 тыс.руб., в том числе :

• за счет бюджета ТФОМС - 131 574,7 тыс.рублей;

• за счет доходов от платных услуг - 1 691,31 тыс.рублей.   

Задача создания и развития ГИС РБ в период 2011-2021 годы реализовывалась Минздравом РБ посредством принятия следующих решений:

- 2011-2013 гг. - создание Региональной медицинской информационной системы (РМИС) в рамках Программы модернизации здравоохранения в Республике Бурятия (разработчик - ОАО «Ростелеком»);

- 2015-2018 гг. - создание Региональной информационно-аналитической системы (РИАС) в соответствии с приказом Минздрава РБ от 29.06.2015 № 940-ОД (разработчик - ПАО «Ростелеком»);

- 2018-2021 гг. - внедрение МИС «Промед» в качестве единой Региональной медицинской информационной системы, соответствующей требованиям, установленным Минздравом России, в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (разработчик - ООО «Сван», г.Пермь).

Проведенный в ходе экспертно-аналитического мероприятия анализ показал недостаточную эффективность процесса управления созданием регионального сегмента ЕГИСЗ, начатого в 2011 году. Это касается обеспечения разработки необходимых нормативных правовых актов, формирования требований к созданию и развитию региональной медицинской информационной системы (ГИС РБ), разработки и реализации плана мероприятий по созданию и развитию ГИС РБ, а также координации ее функционирования.

При внедрении в учреждениях медицинских информационных систем не учитывалась и не обеспечивалась возможность их интеграции с федеральными и региональными компонентами ЕГИСЗ в нарушение требований Методических рекомендаций по обеспечению функциональных возможностей МИС МО /утв. Минздравом России 01.02.2016/.

 

По результатам мероприятия установлено:

1. На дату завершения мероприятия государственная информационная система в сфере здравоохранения Республики Бурятии не зарегистрирована в реестре государственных информационных систем Республики Бурятия (согласно требованиям Закона РБ от 25.11.2005г. № 1354-III «О государственных информационных ресурсах РБ»), то есть Минздравом РБ не исполнены полномочия, установленные ч.3 ст. 91 Федерального закона №323-ФЗ и пунктом 6.40 Положения о Министерстве здравоохранения РБ, как уполномоченного органа по созданию, развитию и эксплуатации ГИС РБ.

2. Неэффективно израсходованы средства субсидий на иные цели в общей сумме 2 820,413 тыс.рублей из 13 000 тыс.руб., предоставленных в 2018 году за счет средств федерального бюджета из резервного фонда Правительства РФ медицинским организациям на внедрение ИС «Промед/Сван-Информ» в качестве единой РМИС: на сегодняшний день 6 медицинскими организациями-получателями указанных субсидий ИС «Промед/Сван-Информ» не эксплуатируется, в работе используются альтернативные МИС, внедренные МО ранее, в 2013-2014 годах.

3. Имеет место ряд замечаний к содержанию Подпрограммы 9 «Развитие информатизации в здравоохранении» и Подпрограммы 16 «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» Государственной программы РБ «Развитие здравоохранения», в рамках которых реализуется Региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». В частности, имеет место дублирование задач указанных подпрограмм; несоответствие предусмотренных подпрограммами объемов, источников, сроков финансирования Регпроекта, в том числе их несоответствие закону о республиканском бюджете и паспорту Регпроекта; несоответствие показателей Регпроекта и Подпрограмм, а также технические неточности.

Таким образом, Минздравом РБ как ответственным исполнителем Государственной программы РБ «Развитие здравоохранения», не обеспечено своевременное внесение изменений в Госпрограмму в нарушение ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 8, 23.1, 33 «г», 34 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РБ /утв. постановлением Правительства РБ от 27.09.2011 №500/, пункта 1.2. Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ РБ /утв.приказом Минэкономики РБ от 26.09.2013 №67/.

4. По состоянию на 01.12.2021 г. сохраняются риски недостижения в 2021 году целевых значений отдельных показателей Регионального проекта и несвоевременного обеспечения интеграции соответствующих информационных систем (подсистем, сервисов и т.д.) различных уровней в единый цифровой контур. В значительной степени этому способствует неисполнение (несвоевременное, некачественное исполнение) ПАО «Ростелеком» своих обязательств по государственным контрактам с ГБУЗ «РМИАЦ», связанным с реализацией Регпроекта.
Материалы экспертно-аналитического мероприятия с предложениями по его результатам направлены Главе Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.
Информационное письмо по результатам мероприятия направлено в Минздрав РБ.


Информационное письмо по результатам мероприятия направлено в Минздрав РБ
По результатам мероприятия материалы не передавались
Протоколы об административном правонарушении не составлялись
Информация о принятых мерах по итогам рассмотрения информационного письма о результатах мероприятия представлена Министерством Республики Бурятия в Счетную палату РБ

Мероприятие проведено без выезда на объекты

Заместитель Председателя - Аудитор