Результаты анализа исполнения Закона Республики Бурятия от 23 апреля 1997 года № 498-I «О негосударственном пенсионном обеспечении в Республике Бурятия»

29.12.2021

Закон Республики Бурятия от 23.04.1997 №498-I «О негосударственном пенсионном обеспечении в Республике Бурятия» (далее – Закон РБ №498-I) был принят до принятия Федеральных законов от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии»


При анализе статей Закона РБ №498-I установлено следующее.

Из действующей в настоящее время преамбулы следует, что Закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения в области негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия в целях реализации прав граждан на негосударственное пенсионное обеспечение и создание предпосылок для устойчивого развития системы негосударственного пенсионного обеспечения, тесно интегрированной в экономику Республики Бурятия.

В то же время, Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в последней ред. от 02.07.2021 №343-ФЗ, далее Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью. Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности, реорганизации и ликвидации указанных фондов, регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации принята и действует нормативная база, действующая на всей территории Российской Федерации. Особых норм для субъектов Российской Федерации Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ не содержит.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Статьей 3 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ определены основные понятия, используемые в законе, и в частности определены следующие понятия: · договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) - соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию; · договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 №378-ФЗ, от 30.11.2011 №359-ФЗ, от 21.07.2014 №218-ФЗ).

Осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является лицензируемым видом деятельности, лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия (статья 7.1 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ).

Статьей 2 Закона РБ №498-I определены полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в области негосударственного пенсионного обеспечения.

Так, к полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия в области регулирования системы негосударственного пенсионного обеспечения относятся: - определение региональной государственной политики в отношении системы негосударственного пенсионного обеспечения; - установление порядка предоставления налоговых льгот (в части налогов, поступающих в республиканский бюджет) для субъектов, осуществляющих деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан и субъектов, инвестирующих пенсионные активы; - определение инвестиционной политики в сфере негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия;

Ранее полномочия органов государственной власти Республики Бурятия содержали еще один абзац следующего содержания, который утратил силу в соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.05.2007 №2239-III: «осуществление контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, подпадающих под режим льготного налогообложения».

Статьей 4 Закона РБ №498-I установлено, что государственное регулирование и контроль деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Банка России. Данная редакция закона действует в редакции Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 №116-V с 25.12.2013.

Статьей 6 действующей редакции Закона РБ №498-I определено, что экономическое стимулирование развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия включает: - установление налоговых льгот негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям (в ред. Законов Республики Бурятия от 13.10.2011 №2243-IV, от 06.05.2014 №469-V); - установление налоговых льгот вкладчикам Фонда, перечисляющим пенсионные взносы в целях организации негосударственного пенсионного обеспечения своих работников в негосударственные пенсионные фонды; - предоставление управляющим компаниям преимущественных прав инвестирования пенсионных активов в инвестиционные проекты, осуществляемые с участием Правительства Республики Бурятия, абзац утратил силу Законом Республики Бурятия от 03.03.2021 №1400-VI; - предоставление негосударственным пенсионным фондам преимущественных прав приобретения государственных ценных бумаг.

Этой же статьей установлено, что «налоговые льготы предоставляются негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия».

Законом Республики Бурятия от 26.11.2002 №145-III (ред. от 24.11.2021) «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» преференции по налогообложению негосударственным пенсионным фондам и компаниям по управлению активами негосударственных пенсионных фондов не установлены.

Постановлением Правительства РФ от 04.11.2003 №669 (ред. от 03.11.2018) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию» на уровне Российской Федерации определены два государственных органа: · Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации; · Министерство финансов Российской Федерации - по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, за исключением государственного регулирования правоотношений, осуществляемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации).

Нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия, принятые в свое время в этой области, признаны в настоящее время утратившими силу.

Информация о количестве заключенных договоров между негосударственными пенсионными фондами и гражданами Республики Бурятия и объемах хранящихся в них накоплений граждан является закрытой. В тоже время, существуют риски недобросовестного обращения с накоплениями граждан. В государственных органах Республики Бурятия информация по договорам граждан с негосударственными пенсионными фондами не систематизируется и не анализируется, отсутствует статистика о судебных решениях по искам граждан к негосударственным пенсионным фондам по выплатам из них.

Направлены предложения по рассмотрению в Правительстве Республики Бурятия и в Народном Хурале Республики Бурятия хода исполнения Закона Республики Бурятия от 23.04.1997 №498-I «О негосударственном пенсионном обеспечении в Республике Бурятия» с целью принятия решения о целесообразности дальнейшего продолжения действия вышеуказанного закона и при необходимости принятия нормативных правовых актов в данной области.