На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Выборочный анализ и оценка обоснованности, своевременности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению и заключенным контрактам на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства за счет средств республиканского бюджета (в т.ч. за счет средств федерального бюджета), выделенных по виду расхода 414 и 522 на ГРБС 811 в 2025 г.» (далее - ЭАМ).
В докладе отмечено, что Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» и сводной бюджетной росписью республиканского бюджета на 2025 год в рамках 3 региональных проектов, входящих в состав федеральных проектов, и 5 региональных проектов утверждены расходы на строительство (реконструкцию) 16 объектов капитального строительства (далее - ОКС) в объеме 4,9 млрд. руб. в т.ч. за счет средств федерального бюджета 3,8 млрд. руб., средств республиканского бюджета 1 млрд. руб.
Лимиты бюджетных обязательств Минфин РБ и Минстрой РБ до ГКУ РБ «УКС Правительства Республики Бурятия» и до муниципальных образований доведены своевременно и в полном объёме.
Кроме того, на ОКС муниципальной собственности запланированы средства из бюджетов муниципальных образований (софинансирование) в сумме 1,3 млн. руб. и внебюджетных источников в сумме 14,3 млн. руб.
Указанные бюджетные ассигнования утверждены на строительство (реконструкцию) 11 ОКС государственной собственности и на строительство (реконструкцию) 5 ОКС муниципальной собственности.
На 2025 год соглашения между Правительством РБ и федеральными ведомствами заключены по всем 16 ОКС и своевременно.
Между законом о республиканском бюджете и некоторыми соглашениями с федеральными ведомствами имеются расхождения в части объемов софинансирования, наименований ОКС, разбивки финансирования в разрезе ОКС.
В одном соглашении на 2 ОКС имеются расхождения с Комплексными планами мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городских поселениях и округах Абакан, Гусиноозерск, Искитим, Минусинск, Улан-Удэ, Черногорск, Южно-Сахалинск, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2024 N 3995-р.
Между Минстроем РБ и муниципальными образованиями по вышеназванным причинам соглашения о предоставлении субсидии по состоянию на 15.04.2025 г. заключены только на 2 ОКС из 5 ОКС.
В 2025 г. проведение процедур заключения контрактов требуется по 8 ОКС из 16 ОКС. По состоянию на 15.04.2025 основные контракты заключены только на 1 ОКС из 8 ОКС, по 6 ОКС проводится процедура закупки, по 1 ОКС закупка не начата по причине недостаточности финансирования.
Заключенные до 2025 г. государственные (муниципальные) контракты имеются по 8 ОКС из 16 ОКС, - на 4 ОКС государственной собственности и на 4 ОКС муниципальной собственности.
По 5 ОКС имеется низкое освоение (от 2 % до 21 %), в т.ч. по 2 ОКС по причине необходимости корректировки ПСД, по 1 ОКС по причине поздней разработки ПСД, по 1 ОКС в связи с отставанием от графика производства работ, по 1 ОКС в связи с проверкой природоохранным органом случая вырубки зеленых насаждений неустановленными лицами.
По указанным ОКС имеются риски не достижения результатов (показателей), установленные федеральными соглашениями и условиями контрактов.
По 1 ОКС заказчиком не проведена претензионная работа за невыполнение условий контракта о привлечении к исполнению контракта третьих лиц из числа СМП и (или) СОНКО, а также за невыполнение условий контракта по выполнению видов и объёмов работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
По 2 ОКС имеется завышение НМЦК и цены контракта по причине наличия технических ошибок в сметной документации. В ходе ЭАМ муниципальными заказчиками завышение сметной стоимости было устранено, ведется работа по изменению НМЦК и цены контракта.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата обозначила имеющиеся риски и дала соответствующие предложения (рекомендации) Минстрой РБ, государственным и муниципальным заказчикам:
Внести изменение в соглашения о предоставлении в 2025 г. субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в части имеющихся недостатков (расхождений).
Внести изменение в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» в части несоответствия классификации расходов.
Обеспечить своевременное исполнение контрактов по ОКС по которым имеется низкое исполнение.
Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия, информационные письма в ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», МО «г. Улан-Удэ», МО «г. Северобайкальск, МО «Баргузинский район», МО «Селенгинский район» и МО «г. Гусиноозерск».
Информационные письма направлены:
Главе Республики Бурятия (исх. от 24.04.2025 № 47-05-01-И338/25);
МО «город Северобайкальск» (исх. от 25.04.2025 № 47-05-01-И344/25);
МО «Баргузинский район» (исх. от 25.04.2025 № 47-05-01-И347/25);
МО «Селенгинский район» и МО «город Гусиноозерск» (исх. от 25.04.2025 № 47-05-01-И348/25);
Мэру г. Улан-Удэ, МУ «Улан-Удэстройзаказчик» и МКУ «Дорекция по реконструкции ПОСК» (исх. от 25.04.2025 № 47-05-01-И350/25).
Результаты экспертно-аналитического мероприятия в правоохранительные органы не направлялись.
Протоколы об административных правонарушениях по результатам ЭАМ не составлялись.
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки