Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству экономики Республики Бурятия на реализацию мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2020-2022 годы

 06.04.2023


31.03.2023 года на заседании коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству экономики Республики Бурятия на реализацию мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2020-2022 годы», проведенного в соответствии с пунктом 45 Плана работы Счетной палаты на 2023 год

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:

Министерство экономики Республики Бурятия (далее – Минэкономики РБ, Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по обеспечению реализации стратегии и показателей социально-экономического развития Республики Бурятия, государственной и региональной политики в сфере прогнозирования и программирования социально-экономических процессов, прогнозирования и планирования доходов республиканского бюджета, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, в сфере трудовых отношений и социального партнерства, регулирования оплаты труда, рынка труда, уровня жизни и доходов населения Республики Бурятия, охраны труда и осуществляющим нормативное регулирование в пределах установленной компетенции.

Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной и региональной политики в инвестиционной сфере при наличии в структуре органов государственной власти министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия.

В проверяемом периоде кассовые расходы Министерства, связанные с финансированием мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» составили: в 2020 году – 546967,0 тыс. рублей, в 2021 году - 653169,8 тыс. рублей, в 2022 году – 910757,0 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки и нарушения.

При проверке обоснованности и правильности расчетов по заработной плате:

Во исполнение Указов Главы РБ от 05.12.2022 №254, от 13.12.2022 №261 и постановления Правительства РБ от 15.12.2022 №783 Министерством в расчетном проекте штатного расписания завышен плановый объем фонда оплаты труда на 861,716 тыс. рублей, что нашло подтверждение в утвержденном штатном расписании на период с 01.10.2022 года.

Отсутствуют документы о результатах деятельности сотрудника Министерства, командированного на территорию Монголии, в г.Улан-Батор в целях «представления интересов Республики Бурятия в г. Улан-Батор Монголии в сфере торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества» ставит под сомнение обоснованность начисления ему заработной платы. Не представлены документы о деятельности сотрудника в период январь-май 2021 года с учетом того, что в табеле учета рабочего времени сотрудник отражался и как в командировке и как на рабочем месте, что ставит под сомнение обоснованность начисления ему заработной платы в сумме 238,731 тыс. рублей в указанном периоде.

При проверке учета кассовых операций:

Денежные средства в сумме 118,801 тыс. рублей из кассы выданы при отсутствии всех предусмотренных подписей должностных лиц, а также при фактах несоответствия сумм в расходных кассовых ордерах прописью и цифрами.

Ряд финансовых нарушений связаны с несоблюдением требований к бухгалтерскому учету: отсутствуют некоторые подписи должностных лиц в первичных документах, регистрах кассы, ошибочно формируется кассовый журнал, отсутствует ряд первичных документов, не указываются даты в расходных кассовых ордерах.

При проверке расчетов с подотчетными лицами:

Неэффективное использование бюджетных средств в сумме 211,200 тыс. рублей, связанное с возмещением затрат Министерством на проживание сотрудников в служебной командировке в г. Владивосток, при отказе сотрудников в заселении и фактическом проживании их в другом месте, что потребовало дополнительных расходов. Требования Минэкономики РБ о возмещении расходов в связи с некачественно оказанной услугой по размещению лиц к организации, оказывающей данные услуги, Арбитражным судом не были поддержаны.

Некорректно заполнены обязательные реквизиты первичных документов, регистры бухгалтерского учета оформлены при отсутствии необходимых первичных документов на общую сумму 133,240 тыс. рублей в том числе в подтверждение оплаты за проживание в сумме 49,109 тыс. рублей, приложены квитанция и договор краткосрочного найма квартиры без номера и без даты. В данном договоре не указан арендатор, отсутствуют паспортные данные и стоимость проживания как в целом, так и посуточно. Из данных, прописанных в квитанции, так же не представляется возможным установить стоимость проживания за сутки. Отсутствуют документы, подтверждающие возврат средств или их использование по невостребованному билету в сумме 10,783 тыс. рублей. Несвоевременно возвращались остатки неиспользованных подотчетных сумм в кассу Министерства.

Статус постоянного нахождения консультанта Министерства на территории Монголии не был определен, при этом имеют место факты некорректного начисления командировочных, а также учета времени в табелях учета рабочего времени.

 

При проверке использования имущества:

Министром подписаны акты на списание основных средств на сумму 90,845 тыс. рублей с указанием материально-ответственного лица, давно уволенного из министерства, обязательная инвентаризация с передачей имущества другому материально ответственному лицу не проведена.

Недостача на сумму 0,994 тыс. рублей по ГСМ (устранена в ходе проведения мероприятия).

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками:

Не представлены обоснования приобретения картин на сумму 66,9 тыс. рублей, не включенных в состав нормативных затрат.

Уплачено по договору с Бурятстатом 17,430 тыс. рублей за аналогичную информацию, предоставляемую в рамках ранее заключенного госконтракта.

Превышен лимит сотовой связи, установленный локальными актами министерства на 2,704 тыс. рублей.

При анализе расчетов Министерства с дебиторами и кредиторами:

Не представлена инвентаризационная опись (ф.0504089) по счету 207.13 «Расчеты с иными дебиторами по бюджетным кредитам» за 2020 год в сумме 36 813,604 тыс. рублей.

Министерством в 2022 году списана задолженность по ранее выданным бюджетным кредитам в сумме 33 366,421 тыс. рублей.

Министерством, в нарушение действующих порядков при предоставлении субсидии в качестве добровольного имущественного взноса учредителя некоммерческой организации, в соглашении не предусматривалось согласие получателя субсидии и лиц, являющихся поставщиками на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В представленных получателями субсидий, субвенций, иных дотаций отчетах об их использовании некорректно устанавливаются показатели, не отражаются необходимые реквизиты.

В 2020 году Министерством был проведен организационно-кадровый аудит с целью повышения эффективности работы в подразделениях и оптимизации организационной структуры. Исполнителю было перечислено 2410,0 тыс. рублей. По результатам оказанной в декабре 2020 года услуги не были внесены изменения, в части оптимизации структуры Министерства, штатная численность не была сокращена до предлагаемых 65 единиц, в разрезе отдельных должностей предложения организационно-кадрового аудита также не были приняты во внимание, в разрезе отдельных подразделений не были приняты во внимание изменения их структуры.

Всего в ходе проведения проверки установлены финансовые нарушения, связанные в том числе:

- с неэффективным использованием бюджетных средств;

- с несоблюдением требований действующего законодательства к бухгалтерскому учету;

- с необоснованными начислениями при отсутствии порядка выплаты;

- с неправомерными и необоснованными выплатами по заключенным договорам.

В направленном Министерству экономики Республики Бурятия Представлении от 31.03.2023 №3 предложено принять меры по устранению выявленных по результатам контрольного мероприятия недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем.

Информационные письма не направлялись

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Бурятия «О Счетной палате Республики Бурятия» направлены материалы проверки в Прокуратуру Республики Бурятия для принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушения действующего законодательства, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки». Информация приведена по состоянию на 05.04.2023 года.

.

Заместитель Председателя - Аудитор