Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в форме грантов на развитие семейных ферм в 2020-2024 гг.

 11.06.2025


На заседании Коллегии Счетной палаты рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в форме грантов на развитие семейных ферм в 2020-2024 гг.». В докладе отмечалось следующее.

В целях придания импульса развитию малых форм хозяйствования на федеральном уровне в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия бюджетам субъектов Российской Федерации ежегодно предусматриваются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования. Одной из форм государственной поддержки по приоритетному направлению развития малых форм хозяйствования является предоставление грантов на развитие семейной фермы.

Постановлением Правительства Республики Бурятия утвержден Порядок предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам.

По результатам проверки выявлены недостатки в указанном Порядке. Так, начиная с 2024 г. отменено обязательное предоставление информации из кредитной организации о наличии собственных средств грантополучателя и о готовности предоставить кредит, что не позволяет определить платежеспособность грантополучателя на этапе конкурсного отбора.

Также установлено, что предоставление копии проектно-сметной документации к объекту и копии положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости при подаче заявки носит не обязательный характер, что создает риски необоснованного увеличения сметной стоимости строительных и ремонтных работ.

Кроме того, исключено условие о том, что строительство, реконструкция, или ремонт семейной фермы, развитие которой предлагается хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки. Данное условие было направлено на исключение возможности предоставления гранта на одну и ту же ферму (объект), без привязки к личности заявителя.

С 2024 года упразднено положение об анализе рыночных цен, применяемых сторонами сделки при освоении средств гранта. При этом за весь период действия данного положения документы, подтверждающие проведение такого анализа проверяющим не предоставлены.

Всего за период 2020-2024 гг. предоставлено грантов 31 грантополучателю. Преимущественно гранты предоставлялись на развитие мясного животноводства, 4 проекта по молочному животноводству и 1 проект по картофелеводству. С использованием гранта закупались сельскохозяйственная техника и оборудование, сельскохозяйственные животные, осуществлялись строительство и ремонт ферм и откормочных площадок. Выявлены случаи неисполнения в полном объеме предусмотренных планами расходов грантополучателей работ при фактических отчетных данных о полном освоении.

Проверкой установлены многочисленные случаи нарушения сроков представления отчетов о целевом использовании грантов (24 месяца со дня перечисления гранта). Фактически из 19 грантополучателей 2020-2022 г., по которым истек предельный срок сдачи отчета, 10 грантополучателями нарушен срок сдачи отчета, причем по 6 из них нарушение срока составляло от 282 дней до 828 дней. 7 грантополучателей сдали отчеты только в период анонсирования и проведения данной проверки, что позволяет сделать вывод о длящемся и системном характере нарушения сроков.

В период проведения контрольного мероприятия и по настоящее время из 19 отчетов о целевом использовании грантов грантополучателей при фактическом их представлении в Министерство 14 отчетов не приняты в связи с наличием замечаний со стороны Министерства. При этом, грантополучатели не осведомлены о наличии замечаний,меры по их устранению, либо меры по возврату гранта в связи с нарушением сроков не принимаются. Нарушение срока сдачи отчетов продолжается и по состоянию на 15.05.2025 г. составляет от 295 до 1034 календарных дней. Указанные факты приводят к искажению (наращиванию) дебиторской задолженности. Объем такой задолженности по причине наличия не устраненных замечаний составляет 130 млн. руб. Ни в Порядке, ни в заключенных соглашениях с грантополучателями не предусмотрены меры ответственности и порядок действий в случае нарушения срока предоставления отчета о целевом использовании гранта.

В нарушение Порядка Министерством в соглашениях о предоставлении грантов со всеми грантополучателями устанавливался показатель результативности «производство сельскохозяйственной продукции» - без ее реализации, как того требовал порядок. При этом существует реальный инструмент проверки исполнения показателя по реализации сельскохозяйственной продукции через ФГИС «Меркурий».

Согласно проведенного анализа данных об отгрузке подконтрольной сельскохозяйственной продукции, в подавляющем большинстве случаев данные из системы «Меркурий» значительно отстают от данных, представленных грантополучателями в своих отчетах, причем «кратно». Это может свидетельствовать о возможном завышении показателей в представляемых на конкурс проектах, о нарушении законодательства в части невнесения данных в систему «Меркурий», либо о безучетном выбытии продукции, в том числе в другие регионы России, либо обо всем этом вместе. Из объяснений многих грантополучателей значительная часть сельскохозяйственной продукции закупается покупателями из других регионов Российской Федерации в живом виде и вывозится на откорм, при этом ветеринарные сопроводительные документы не оформляются. Отмечаем, что это может в конечном итоге оказать влияние на сокращение предложения продукции животноводства на внутреннем рынке в республике.

Например, по двум грантополучателям при закупе за счет гранта по 400 гол. телок КРС, у одного из них было оформлено за 3 года только 2 ВСД на отгрузку 2 гол КРС, у другого ВСД за 2 года не выписывались. При этом выявлены признаки предоставления гранта получателю, являющемуся номинальным собственником фермы, а бенефициаром является продавец скота.

Проверкой выявлены случаи с признаками необоснованного принятия конкурсной комиссией решений о допуске или отклонении заявителей при конкурсном отборе. При этом, отмечались случаи приятия противоположных решений при одинаковых ситуациях в отношении разных заявителей. Отмечается отсутствие четких механизмов оценки представленных на конкурс заявок на первом этапе конкурса, когда принимается решение о допуске или недопуске к конкурсному отбору, а также четких критериев присвоения баллов по так называемым «техническим» критериям оценки заявок, требующих документального подтверждения. Таким образом происходит размытие ответственности в случае принятия комиссией необоснованного решения. На Коллегии принято решение направить представление Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия с предложением о внесении изменений в Порядок предоставления грантов, включая внедрение показателя результативности по реализации сельскохозяйственной продукции с верификацией во ФГИС «Меркурий», рассмотрение заявок на первом этапе не конкурсной комиссией, а Министерством; направить материалы проверки Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, в Прокуратуру Республики Бурятия.

Подготовлено и направлено представление от 30.05.2025 № 6 с предложениями:

1. Принять меры по установлению результатов предоставления гранта наряду с объемом производства объем реализации сельскохозяйственной продукции с верификацией отчетных данных в ФГИС «Меркурий».

2. Внести предложение о внесении в Порядок предоставления гранта следующих изменений:

- представление в составе заявки на участие в конкурсном отборе выписки из расчетного счета кредитной организации о наличии на счете собственных средств в обязательном порядке;

- предусмотреть обязательное предоставление проектно-сметной документации в случае направления расходов на строительство, реконструкцию, ремонт объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости;

- предусмотреть условие о недопустимости направления расходования гранта на строительство, реконструкцию, модернизацию и ремонт семейной фермы, развитие которой предлагается хозяйством, если ранее оно осуществлялось с использованием средств государственной поддержки;

- установить, что к категории получателей гранта относятся крестьянские (фермерские) хозяйства или индивидуальные предприниматели, являющиеся главой КФХ;

- предусмотреть меры ответственности и порядок действий в случае нарушения срока предоставления отчета о целевом использовании гранта;

- предусмотреть меры ответственности в случае неосвоения средств гранта без наступления обстоятельств непреодолимой силы;

- предусмотреть положение о том, что представляемая в составе заявки копия соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства должна соответствовать ст.4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ;

- предусмотреть положение по отражению в составе заявок точного месторасположения реализации проекта (кадастровый номер участка), а не место жительства грантополучателя;

- предусмотреть положении о проведении анализа примененных рыночных цен при даче согласия на операции по расходованию средств гранта;

- предусмотреть положение о том, что рассмотрение заявок на предмет соответствия условиям и требованиям Порядка 149 и оформлению заявок (первый этап) осуществляет Министерство.

3. Принять меры по возврату средств за оплаченные за счет гранта, но не выполненные работы ИП ГКФХ 3813,3 тыс. рублей, ИП ГКФХ 100,61961 тыс. рублей.

4. Принять меры по взысканию средств за невыполненные показатели (результаты) использования грантов по производству сельскохозяйственной продукции 87,7 тыс. руб.

5. Принять меры по взысканию средств за невыполненные показатели (результаты) использования грантов «Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ» в общей сумме 2551,2 тыс. руб.

6. Рассмотреть вопрос о выездной форме контроля при приемке отчетов о целевом использовании грантов.

7. Принять меры по устранению замечаний сданных отчетов о целевом использовании грантов и окончательному их приему министерством.

8. Провести обучение членов конкурсной комиссии по разъяснению принципов присвоения баллов по «техническим» критериям оценки заявок, требующих документального подтверждения, либо разработать методические материалы по данному вопросу.

9. Принять меры по вводу в эксплуатацию и осуществлению производственной деятельности молочной фермы ИП ГКФХ.

10. Привлечь в установленном порядке к ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения.

Направлены информационные письма о результатах проведенной проверки в адрес Народного Хурала Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.

По результатам мероприятия материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Бурятия.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись.

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату РБ о принятых решениях и мерах в установленные сроки.