Информация
об итогах работы Общего собрания
Совета контрольно-счетных органов Республики Бурятия
27 декабря 2021 года в Малом зале Народного Хурала Республики Бурятия Председателем Совета контрольно-счетных органов Республики Бурятия, Председателем Счетной палаты Республики Бурятия Евгением Владимировичем Пегасовым проведено общее собрание Совета контрольно-счетных органов Республики Бурятия (далее – Совет КСО).
В работе Совета КСО приняли участие аудиторы Счетной палаты Республики Бурятия, Председатели и аудиторы контрольно-счетных органов 17 муниципальных образований Республики Бурятии.
С докладом об итогах работы Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации в 2021 году, подведенных на совещании руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации, состоявшемся 22-23 декабря в г. Москве, выступил Евгений Владимирович Пегасов.
Евгений Владимирович отметил, что в 2021 году произошло важное событие для внешнего государственного аудита - утверждена новая редакция Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Расширение и конкретизация действующих а также установление новых полномочий контрольно-счетных органов требует усиления деятельности контрольно-счетных органов Республики Бурятия. И одно из наиболее перспективных направлений нашего дальнейшего сотрудничества – применение риск-ориентированного подхода в аудите и обмене информацией о рисках. Вопросы стратегического аудита и аудита эффективности, а также приоритеты внешнего государственного финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации, обсуждены на вышеуказанном совещании с участием Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Матвиенко В.И., членов Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и председателей контрольно-счетных органов 85 субъектов Российской Федерации.
О новых положениях закона о контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации сообщила в своем докладе Хандажапова Ольга Романовна – главный инспектор по юридической работе Счетной палаты Республики Бурятия.
С докладом о реализации новых полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований выступила Председатель Контрольно-счетной палаты МО «Город Улан-Удэ» Лариса Юрьевна Убеева.
Аудитор Счетной палаты Республики Бурятия Владимир Иванович Поломошнов представил членам Общего собрания информацию на тему: «Муниципальный долг».
С информацией о проведении в 2022 году Счетной палатой Республики Бурятия запланированном совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Республики Бурятия контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования субсидий, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, выделенных из республиканского бюджета в 2021 году МО «Баунтовский эвенкийский район», МО «Закаменский район», МО «Иволгинский район», МО «Кабанский район», МО «Окинский район», МО «Тарбагатайский район» и МО «Хоринский район» выступила Татьяна Петровна Цыдыпова – аудитор Счетной палаты Республики Бурятия.
В своем докладе она привела нарушения, выявленные при проверках целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог в республике, и обозначила приоритеты будущего совместного контрольного мероприятия.
Опытом проведения контрольного мероприятия по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на уборку несанкционированных свалок с побережий озера Байкал, озёр Гусиного и Щучьего Республики Бурятия, поделился аудитор Счетной палаты Республики Бурятия Убеев Евгений Станиславович.
Председатели контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Бурятия поделились результатами работы по приведению муниципальных правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований, в соответствие нормам Федерального закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 года (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ от 01.07.2021), вступившим в силу 30 октября 2021 года. Советом КСО отмечено, что представительные органы ряда муниципальных образований Республики Бурятия не привели муниципальные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований (Устав муниципального образования и Положение о контрольно-счетном органе), в соответствие нормам Федерального закона № 6-ФЗ. По результатам обсуждения члены Совета КСО приняли Резолюцию и решение о направлении Резолюции в представительные органы муниципальных образований Республики Бурятия для приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Были подведены итоги работы Совета КСО РБ за истекший период 2021 года и утвержден план работы на следующий 2022 год.
В завершение работы Совета КСО Евгений Владимирович Пегасов выразил благодарность председателям контрольно-счетных органов республики за совместное сотрудничество в 2021 году и поздравил с наступающим Новым 2022 годом!
Резолюция
Совета контрольно-счетных органов Республики Бурятия о реализации Федерального закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 года
«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ)
в деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Бурятия
Малый зал Народного Хурала
Республики Бурятия 27 декабря 2021 года
Участники Совета контрольно-счетных органов Республики Бурятия – представители Счетной палаты Республики Бурятия, контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Бурятия, обсудив опыт реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ), отмечают следующее.
Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).
Изменения внесены в положения, регламентирующие статус, структуру и полномочия контрольно-счетных органов. Контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением, обладает правами юридического лица.
Федеральным законом № 6-ФЗ определен принцип открытости деятельности контрольно-счетного органа.
Контрольно-счетные органы вправе учреждать ведомственные награды и знаки отличия, утверждать положения об этих наградах и знаках и порядок награждения.
Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.
Должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к муниципальным должностям.
Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовым актом представительного органа муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа.
Внесены изменения в порядок назначения на должность Председателя контрольно-счетного органа. При назначении на должность Председателя контрольно-счетного органа муниципального образования представительный орган муниципального образования вправе обратиться в Счетную палату Республики Бурятия за заключением о соответствии кандидатур на должность Председателя контрольно-счетного органа квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом № 6-ФЗ.
Порядок проведения проверки соответствия кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования утвержден Счетной палатой Республики Бурятия.
Установлены требования к кандидатурам на должности Председателя, заместителей Председателя и аудиторов Счетной палаты.
На должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов контрольно-счетного органа назначаются граждане Российской Федерации, соответствующие следующим квалификационным требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;
3) знание Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, конституции, законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами Счетной палаты Республики Бурятия и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации.
Законопроектом определены основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с учетом норм действующего законодательства.
Федеральным законом № 6-ФЗ регламентированы новые полномочия и расширен объем действующих основных полномочий контрольно-счетного органа.
С 30 сентября 2021 года к новым полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования отнесены:
1) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования;
2) осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;
3) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
К основным полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования, объем которых расширен и конкретизирован, отнесены:
1) экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);
2) анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
3) оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности).
Важным вопросом обеспечения деятельности контрольно-счетного органа остается применение современных информационных технологий. В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 6-ФЗ «При осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне».
В связи с постоянным увеличением и накоплением объема информации, важностью аналитики данных, работой с массивами и базами данных, контрольно-счетному органу муниципального образования необходимо использование в своей работе современных информационных технологий. Ввод в эксплуатацию и функционирование своей информационной системы позволит контрольно-счетным органам муниципальных образований обеспечить обмен данными с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными и муниципальными органами, объектами аудита (контроля).
На сегодняшний день в Республике Бурятия функционирует порядка 140 государственных информационных систем (далее – ГИС), планируется подключиться к 35 ГИС (в т.ч. Минфина РБ (бюджетное планирование, исполнение бюджета, web-консолидация); Республиканского агентства по государственным закупкам, Минимущества РБ, Минтранса РБ, и т.д.).
Остается актуальным вопрос по подключению к платформе Счетной палаты Российской Федерации, Порталу Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации, Порталу государственного и муниципального финансового аудита, Порталу Госрасходов.
Также изменения внесены и в порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования по проведению внешнего государственного финансового контроля.
Теперь руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований, участвующих в контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационной системе Интернет.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований наделяются правом на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.
После 30 сентября 2021 года Представление контрольно-счетного органа подлежит не рассмотрению, а выполнению. Выполнение Представления контрольно-счетного органа производится в указанный в Представлении срок. Срок выполнения Представления может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза. За невыполнение Представления вносится Предписание контрольно-счетного органа. Срок выполнения Предписания также может быть продлен, но не более одного раза. Невыполнение Представления или Предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательство Российской Федерации.
Федеральным законом № 6-ФЗ определены гарантии материальной социальной защиты работников контрольно-счетного органа.
Должностным лицам контрольно-счетного органа муниципального образования (Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспекторы) гарантируются денежное содержание (вознаграждение), ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные), профессиональное развитие, в том числе получение дополнительного профессионального образования, а также другие меры материального и социального обеспечения, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Республики Бурятия (в том числе по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, бытовому, транспортному и иным видам обслуживания).
Однако, в настоящее время в ряде муниципальных образований Республики Бурятия нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований, не приведены в соответствие с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ. В ряде муниципальных районов контрольно-счетные органы не сформированы на профессиональной основе.
Совет контрольно-счетных органов Республики Бурятия, отмечая важность реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ), считает необходимым рекомендовать Советам депутатов муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия:
1. Привести муниципальные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований, в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
2. Утвердить минимальную штатную численность контрольно-счетного органа в количестве трех единиц, в том числе Председатель, заместитель Председателя, аудитор и аппарат (инспекторский состав);
3. Предусмотреть: денежное вознаграждение Председателя на уровне не менее 80 %, заместителя Председателя на уровне не менее 70 %, аудиторов на уровне не менее 60% от размера, установленного для председателя Совета депутатов соответственного муниципального образования, размер должностного оклада инспекторов контрольно-счетного органа в размере на 20 % больше размера, установленного для главного специалиста в администрации муниципального образования;
4. Предусмотреть финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа в бюджете муниципального образования отдельной строкой в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий, а также материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов.