Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на социальное обслуживание пожилых граждан и людей с инвалидностью в рамках Закона Республики Бурятия от 7 октября 2014 года № 665-V «О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Бурятия» HTML

 05.07.2023


30 июня 2023 года на заседании Коллегии Счетной палаты    рассмотрен отчет аудитора Раднаевой Л.Ц. о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на социальное обслуживание пожилых граждан и людей с инвалидностью в рамках Закона Республики Бурятия от 7 октября 2014 года № 665-V «О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Бурятия», проведенного в соответствии с Планом работы Счетной палаты на 2023 год за период 2021-2022 годы и истекший период 2023 года.

В докладе отмечалось следующее.

По результатам проведенного анализа нормативных правовых актов, принятых в Республике Бурятия во исполнение Закона РБ от 07.10.2014 № 665-V«О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Бурятия», по отдельным нормативно-правовым актам имеются замечания, которые отражены в акте проверки. Основные нормативные документы приняты в 2014 году, начало действия документов – с 01.01.2015.

По состоянию на 01.01.2023 в Республике Бурятия численность граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание, составляет 4785 чел., в том числе: социальное обслуживание на дому 2163 чел., стационарное социальное обслуживание 2517 чел., полустационарное обслуживание 105 чел, за проверяемый период количество получателей увеличилось в целом на 879 человек, при этом, имеется тенденция к сокращению количества обслуживаемых в стационарной форме к уровню 2016 года на 67 коек, по социальному обслуживанию на дому охвачены 22 муниципальных района (кроме Окинского района) против 23 в 2016 году.

Система долговременного ухода представлена не на всей территории Республики Бурятия, количество районов, включенных в систему, всего 8 из 23, технологии «Сиделка на дому» в этих районах в отдельных населенных пунктах также не внедрены с силу разных причин, в том числе по причине недостаточного финансирования, отдаленности, отсутствия кадров и др., услуги по прокату технических средств реабилитации действуют только на территории района, где открыт пункт проката.

Объем средств, предусмотренных на реализацию полномочий по социальному обслуживанию пожилых граждан и людей с инвалидностью, по Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия составляет 3 233 727,4 тыс.рублей, в том числе на 2021 год - 96 503,5 тыс.рублей, на 2022 год - 1 069 426,0 тыс.рублей, на 2023 год - 1 167 629,0 тыс.рублей.

Объектом проверки являлось Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. В рамках контрольного мероприятия проверками охвачены подведомственные учреждения Министерства: АУСО РБ «Кяхтинский дом-интернат», АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат». Встречные проверки проведены у получателей целевых субсидий ООО «Забота», ООО «Добрые руки», АНО СПиСОН «Аэлита».

В ходе проверки установлены нарушения порядка финансового обеспечения государственного задания, статьи 179 БК РФ, нарушения ТК РФ, НК РФ, нарушения санитарных правил, нарушения требований введения бухгалтерского учета и отчетности и др.

По факту нарушений правил бухгалтерского учёта - составлен протокол об административных правонарушениях в отношении должностного лица ГУ «ЦБУиАС» по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение направить в Министерство социальной защиты Республики Бурятия Представление для принятия мер по устранению нарушений, материалы проверки Главе Республики Бурятия А.С. Цыденову, в Народный Хурал Республики Бурятия.

По результатам контрольного мероприятия в Министерство социальной защиты Республики Бурятия направлено Представление 30.06.2023 № 14 со следующими предложениями:

1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения, разработать план мероприятий.

2. Инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Бурятия, правовые акты министерства, в целях устранения нарушений и оптимизации работы:

- в Постановление Правительства РБ от 31.05.2017 № 265 (ред. от 17.12.2021) «Об утверждении Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Бурятия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)»;

- в Постановление Правительства РБ от 31.07.2012 № 458 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из республиканского бюджета на иные цели в сфере «Социальная защита»;

- в Приказ Минсоцзащиты РБ от 30.12.2014 № 1750 (ред. от 14.12.2022) «Об утверждении Положения об оплате труда работников республиканских государственных организаций, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия», обеспечить контроль при внесении учреждениями изменений в локальные правовые акты по вопросам оплаты труда;

- зарегистрировать Приказ Минсоцзащиты РБ от 17.11.2021 № 1095 «Об утверждении порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия» в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.

- принять нормативный правовой акт, устанавливающий подушевые нормативы финансирования социальных услуг в Республике Бурятия, с учетом замечаний, установленных по Постановлению Правительства РБ от 12.12.2014 № 636;

- иные правовые акты в целях устранения замечаний.

3. Рассмотреть порядок утверждения тарифов для организаций негосударственного сектора и государственных учреждений с учетом замечаний, отраженных в акте.

4. Пересмотреть подходы к проверке статистических отчетов, отчетов по использованию средств субсидий, отчетов о фактически оказанных услугах, а также к проведению профилактических визитов и иных проверочных мероприятий.

5. Доработать форму соглашений с государственными учреждениями и организациями негосударственного сектора с учетом установленных замечаний, установить натуральные показатели объемов оказанных услуг и показатели качества услуг, обеспечив при заключении соглашений соответствие содержания соглашений, требованиям, установленным в нормативных актах Правительства Республики Бурятия, определяющих порядки предоставления и расходования целевых средств.

6. Обеспечить контроль по соблюдению учреждениями контрольных соотношений, связанных с обеспечением заработной платы.

7. Рассмотреть вопросы взаимодействия структурных подразделений министерства и учреждений, в целях исключения дублирования функций и обеспечения безусловного контроля при оформлении соглашений, их исполнении, приемке отчетов, подготовке проектов нормативных документов, осуществлении расходов.

8. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей учреждений и должностных лиц министерства, допустивших нарушения.

9. При разработке локальных сметных расчетов не допускать нарушений, установленных в ходе проверки (при приемке выполненных работ соблюдать обязательные требования по оформлению и приемке скрытых работ, обеспечивать своевременное уточнение локальных сметных расчетов при выявлении дополнительных работ, обеспечивать проверку документов, подтверждающих уплату подрядчиком, работающим на УСНО, налога на добавленную стоимость).

10. Принять совместно с АУСО «Кяхтинский ДИ» и подрядчиком меры к устранению замечаний к качеству выполненных ремонтных работ в рамках гарантийных обязательств. Представить информацию о выполнении мероприятия.

11. Устранить замечания при отражении бухгалтерских операций по учету особо ценного имущества, готовой продукции, биологических ресурсов, а также отражению налогов и иных платежей в бюджет.

Информационные письма не направлялись.
Материалы в правоохранительные органы не передавались.

Составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.15.15.6. КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» в отношении 1 должностного лица.

В соответствии с законодательством объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

1

2

3